Тильзит - Советск
100 фотографий
Пояснения к фотоальбому

Tilsit - Sowjetsk
100 Bilder
Kommentar zum Bildband

 « Назад

Начало

Вперед  » 

17. Мост Королевы Луизы перед войной. Весеннее половодье. Строительство моста продолжалось с 1904 по 1907 год. Мост общей длиной 416 метров составляли три стометровые ажурные стальные арки 18 метров высотой над уровнем реки. К ним примыкали небольшие предмостья с обеих сторон моста.

Для пропуска больших судов с высокими мачтами на южном конце моста была сделана 12-метровая подъемная часть с электрическим и ручными приводами, размещавшаяся в двух домиках береговой части моста. 4 человека за одну минуту могли поставить подъемную часть вертикально.

Арка моста из песчаника повторяла очертания колокольни Deutschordenskirche в стиле необарокко. Мост заменил наплавной мост из 36 понтонов, построенный еще в 1767 году. Торжественное открытие моста состоялось 18 октября 1907 года. Железные конструкции моста были изготовлены фирмой Beuchel und Ko в Бреслау. Бронзовый барельеф Королевы Луизы был изготовлен фирмой Martin und Pritzing в Берлине. Барельеф не сохранился.

Строительство моста обошлось в огромную сумму два миллиона марок. Попутная справка: строительство железнодорожного моста через Неман стоило в два с половиной раза больше (5 200 000 марок).

Справа на противоположном берегу Немана видна труба тильзитской водокачки. До Версальского мирного договора водоснабжение города осуществлялось с правого берега реки Неман. Водокачка подавала воду на старую водонапорную башню на улице Тимирязева, откуда распределялась по городу.

На мосту видно много пешеходов, спешащих в Тильзит из его пригорода и обратно.

Die Koenigin-Luise-Bruecke. Das Fruehlingshochwasser. Seit 1904 bis 1907 wurde Eisenbruecke ueber Memel 416 m lang geschlagen und schwang sich in drei eleganten je rund 100 m langen Boegen von 18 m Hoehe ueber den Strom. Dazu kamen zwei kleinere Vorbruecken und die etwa 12 m lange fuer grossere Schiffe wegen der Masten vorgesehene Klappbruecke. Ihr neobarockes Sandsteinportal war den Formen der Deutschordenskirche angepast. Sie ersetzte eine Schiffsbruecke, die im Jahre 1767 auf 36 Praehmen erbaut worden war. Die feierliche Enthuellung der Bruecke fand am 18.Oktober 1907 statt. Die Eisenkonstruktion hat die Firma Beuchel und Ko in Breslau getan. Die Bronzeportraet der Koenigin Luise hat Berliner Firma Martin und Pritzing hergestellt. Die Bruecke kostete die damals grosse Summe von zwei Millionen Mark.

Rechts am Rand steht das Wasserwerk. Vor Versailles Vertrag haben die Einwohner der Stadt Tilsit das Wasser von rechten Memelufer bekomen. Der alte Wasserturm stand frueher in der Ragniter Strasse.



18. Этот стальной мост был восстановлен в 1968 году. Великолепный портал из песчаника на южном конце моста сохранился неповрежденным после взрыва 22 октября 1944 года, но бронзовый барельеф королевы был заменен на герб СССР. Были также удалены бронзовые буквы надписи "Koenigin Luise Bruecke". Дата "1807" осталась, а в дате 1907 нуль был заменен на четверку (1947 - дата постройки первого послевоенного деревянного моста). Крыши домиков подъемных механизмов моста также изменили свой вид. Мостовые пролеты с 1947 года опираются на семь вместо прежних четырех "быков".

Diese Eisenbruecke wurde 1968 wiederaufgebaut. Das praechtige neobarockes Sandsteinportal an der Suedseite der Bruecke war unbeschaedigt geblieben. Die neuen Bewohner von Sowjetsk wechselten lediglich das Medallion mit dem Portraet der preussischen Koenigin ueber dem Portalbogen gegen des Staat- swappen der Sowjetunion aus. Die Bronzebuchstaben wurden auch entfernet. Die Daecher der Hauschen fuer den Hebemechanismus der Klappbruecke wurden veraendert. Die Brueckenspannungen stuetzen sich seit 1947 auf sieben anstatt vier Pfeiler.

 « Назад

Начало

Вперед  » 

 

© 2002 Кузьмин Лев Федорович, e-mail: Кузьмин Михаил